ПОЛЕТИТ? НЕ ПОЛЕТИТ?

Около полутораста лет тому назад в Париже, среди гуляющих и катающихся по Елисейским полям, стала появляться иногда странная повозка, двигавшаяся безлоша — дей. Вместо того над повозкой развевался большой парус. И повозка катилась по шоссе, как парусная лодка на воде. Тогда это было большой новостью, и изобретатель „парусной" кареты — молодой механик Франсуа Блан-, шар — сделался известным всему городу.

Но изобретатель, который при очень маленьком росте: таил в себе громадную энергию и много предприимчи­вости и отваги, захотел отделаться и от колес, чтобы его карета неслась бы на парусах прямо по воздуху. Конечно для этого он стал делать то, что прежде всего приходит в ум каждому, задумывавшемуся о летании: ясно, что нужны крылья. Вот как сам Бланшар писал о своей „летающей карете" в „Парижской газете" 28 августа 1781 г.:

„Некоторые называют меня фантазером, говоря, что человек не может летать по своей природе, как птицы, обладающие для этого крыльями. Я отвечу, что дело не в перьях, достаточно вообще какой-нибудь крыльча — той поверхности. Муха, бабочка, летучая мышь летают

і без перьев, с крыльями вроде веера из рогового веще­ства. Значит, летать позволяют не форма и не материя, ударные движения, сила и частота которых должны іьіть достаточно большими. Говорят еще, что человек лишком тяжел, чтобы быть поднятым в воздух с помощью дних крыльев, да еще на каком-либо судне, одно имя оторого представляет громадную тяжесть. Но и здесь возражу, что мое судно удивительно легковесно. Что же асается тяжести человека, я прошу обратить внимание а то, что говорит ученый Бюффон в его „Естествове — ении“ („Histoire naturelle") о кондоре: эта птица, обла — ающая громадным собственным весом, легко поднимает земли двухлетнего теленка, весящего не менее 100 фун­ов, — и это с помощью крыльев, имеющих в размахе от О до 56 футов. [8] [9]

Вот вкратце описание моей машины.

На основании в виде креста стоит маленькое судно, — X футов в длину и 2-х футов в ширину, сделанное из энких планок, но вполне прочное. С обеих сторон укре- лены две стойки высотой от 6 до 7 футов, которые под — ерживают 4 крыла, длиной каждое в 10 футов; все крылья Зразуют вместе зонтичную поверхность диаметром 20 футов, с длиной окружности, значит, свыше 60 футов, ти крылья двигаются с удивительной легкостью, а вся

[

шина, несмотря на свои значительные размеры, тоже гко поднимается усилиями всего двух человек".

После опубликования этого письма в Париже нашлись брожелатели, которые помогли Бланшару. Он подвесил эй крыльчатый аппарат к блоку, укрепленному на вер — I ине высокой мачты, и, постепенно упражняясь, добился

того, что мог подниматься от земли на 20 — 25 с противовесом всего лишь в 10 кг. Оставалось ei облегчить машину или усовершенствовать ее крьілі увеличив немного их подъемную силу. Но тут произош вмешательство одного ученого, которое принесло бедняг изобретателю много огорчений. Астроном Л ал ан д выст пил в той же газете с заявлением о вздорности вс надежд на осуществление летания человеком. „Устан

image37

Рис. 25. Летающая карета Бланшара (от 4 крыльев обозначены в верхних углах лишь их корневые концы).

влена невозможность во всех отношениях, чтобы челок мог подняться или даже только поддерживать свое пр бывание в воздухе. Академик Кулон, исчислив мускульну силу человека, определил, что для этого понадобились 6 крылья с поверхностью от 12 до 25 миллионов футо движимые со скоростью трех футов в секунду. Значи только невежды могут думать о возможности осуществи ния подобных попыток".

Имя Лаланда тогда значило очень много, и его приго — ор лишил Бланшара того доверия и сочувствия в массах, оторым он пользовался раньше. Газеты предали его смеянию… Вот одна из карикатур (рис. 26), опубликован — ых в то время в сопровождении таких стишков:

image38

Рис. 26. Карикатура 1782 г. на летательный аппарат Бланшара.

Чудесна та птица, что в клетке сидит!

Ее долго ждали, — она полетит!

Зверье ей дивится и подняло вой.

Ее не увидит лишь разве слепой!

Но все же осталось несколько сторонников. Один из оследних, инженер Мартинэ, опубликовал в „Парижской азете“ от 8 июля 1782 г. сочувственную статью, кото- ая заканчивалась так: „кто хочет летать больше всех?

Конечно, тот, кто уверен в своем изобретении, в основ; ние коего положены многочисленные успешно проведе] ные опыты. Он поднимется! Он полетит!"

Тем временем Бланшар продолжал совершенствоваї свою машину и сумел довести дело до того, что подш

image39

Рис. 27. Французская карикатура1 по поводу публичного испытан» 4 октября 1812 г. летательного аппарата с бьющими крыльями, построеі ного талантливым венским механиком Деген, о котором тоже бьв много споров: „полетит? не полетит?" — Однако, опыт был неудаче и публика избила изобретателя и поломала его машину.

мался на ней при противовесе всего в 6 фунтов. Но спор] о том, полетит он или не полетит, продолжались еще ГОД 1 прекратились лишь вследствие другого поразительного оі крытия. Летом в 1783 г. два француза, братья Мон Г о л ь ф ь е, демонстрировали сперва в г. Анонэ, а потен

ї Париже первые воздушные шары, наполненные дымом, I 21 ноября того же года на таком шаре был совершен |ервый полет двух людей, открывший человечеству за­претную для него дорогу в небеса… і Бланшар забросил свой крыльчатый аппарат, отдав — п ись со всем увлечением работе над „газолетами“. Он |е только просто „полетел11, но сделался знаменитейшим I те времена воздухоплавателем, совершившим всего Кб свободных полетов (между прочим он первым в мире ■ерекинул воздушный мост между Англией и Францией, Керелетев из Дувра в Калэ).

Ученый же Лаланд, так неосторожно и легкомысленно Кыступивший против механика, воспринял, должно быть, Кем больший конфуз, что его заявление оказалось опро — Кергнутым жизнью всего лишь через Iі/г года.